Памяти развитие

Памяти развитие
— совершенствование психических процессов запечатления, хранения и воспроизведения информации. Наиболее ранним проявлением процессов П. является узнавание ребенком знакомых предметов и людей. Так, уже в начале младенческого возраста ребенок подолгу рассматривает новые игрушки, подвешенные над его кроваткой, не задерживая взгляда на давно висящей привычной игрушке. Позднее (к концу первого полугодия жизни) он начинает узнавать близких взрослых, особенно радостно реагируя на человека, который постоянно за ним ухаживает. Во втором полугодии жизни «у ребенка можно наблюдать не только процессы узнавания, но и активное воспроизведение запомненных действий и отдельных слов, которым его обучают взрослые. В раннем возрасте интенсивное развитие различных форм П. (двигательной, слуховой, зрительной) позволяет ребенку запоминать множество слов и различных видов предметных действий, опознавать разнообразные ситуации. Если в младенческом возрасте запоминание объекта достигается, как правило, только в результате его многократного восприятия, то теперь становится возможным запоминание после однократного восприятия. В дошкольном возрасте продолжается совершенствование различных форм П., служащее основой для овладения широким спектром знаний, умений и навыков. Расширяется объем П., повышается прочность запоминания, появляется способность к произвольному запоминанию (напр., дошкольник может целенаправленно выучить стихотворение). В школьном возрасте П. р. в значительной степени определяется учебной деятельностью ребенка. Формируются эффективные приемы произвольного запоминания учебного материала, основанные на его логической организации, систематизации, установлении связей с известным ранее и т.п. Наиболее высокие показатели П. наблюдаются, как правило, в юношеском возрасте (это явление получило название «юношеской гипермнезии»). П. р. в зрелом возрасте относится, прежде всего, к так наз. профессиональной П., т.е. запоминанию содержания, значимого с точки зрения профессиональной деятельности (напр., у актеров наблюдается профессиональная П. на тексты ролей). С возрастом (начиная с 20—25 лет) наблюдается ослабление механической П., а к пожилому возрасту — и других форм П. (ассоциативной, логической). В старческом возрасте затрудняется запоминание нового материала, начинают утрачиваться прежние воспоминания. Этот процесс подчиняется «закону Рибо»: более поздние, относительно недавние воспоминания утрачиваются в большей мере, чем ранние. Основное исключение из закона Рибо составляет относительно высокая сохранность профессиональной П. А.Л. Венгер

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Памяти развитие" в других словарях:

  • Развитие — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Развитие  процесс, направлен …   Википедия

  • развитие — я, только ед., с. 1) Постепенное улучшение, усиление, укрепление путем тренировки. Развитие мускулатуры. Развитие памяти. Развитие способностей. Из всех поэм Пушкина в Полтаве в первый раз стих его достиг своего полного развития, вполне стал… …   Популярный словарь русского языка

  • Развитие интеллектуальной сферы — Одна из важнейших задач школы развитие интеллектуальной сферы. При этом надо занять ум чем то интересным и направить энергию на созидание, а не на разрушение. Интеллектуальные умения включают в себя: развитие мышления (логического, критического,… …   Энциклопедия педагогических технологий

  • РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ — (англ. memory development) происходит в связи с общим развитием ребенка. Уже на 1 м мес жизни обнаруживаются условные рефлексы, в которых закрепляются еще в нерасчлененном виде элементарные чувственные впечатления, движения, эмоциональные… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПАМЯТИ УСТРОЙСТВА — (запоминающиеустройства) в вычислит. технике (см. Электронная вычислительная машина )устройства для записи, хранения и воспроизведения информации. В качественосителя информации может выступать физ. сигнал, распространяющийся в среде …   Физическая энциклопедия

  • ПАМЯТИ ВИДЫ — (англ. kinds of memory) различные формы проявления мнемической деятельности. Они дифференцируются в соответствии с 3 основными критериями. 1. По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • "ПАМЯТИ ГЕРЦЕНА" — статья В. И. Ленина, написанная в связи со столетием со дня рождения А. И. Герцена. Опубликована 25 апреля 1912 в газ. Социал демократ (Париж). В статье дана оценка Герцена как дворянского по происхождению и крестьянского, мелкобуржуазного по… …   Философская энциклопедия

  • развитие когнитивное — процесс формирования и развития сферы когнитивной, в частности восприятия, внимания, воображения, памяти, речи, мышления. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • развитие — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? развития, чему? развитию, (вижу) что? развитие, чем? развитием, о чём? о развитии 1. Развитием называется приведение чьих либо способностей, навыков, знаний в активное, деятельное состояние.… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Развитие социального поведения людей (development of human social behavior) — Соц. поведение занимает в жизни людей наиважнейшее место, и потому его развитие требует внимания. Соц. поведение включает не только взаимодействие чел. с др. людьми, но и с миром вещей, к рые приобрели свое смысловое значение и статус благодаря… …   Психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»